Арт-директор незаменим в любом творческом проекте. Он руководит командой, отвечает за концепцию и ее визуальное воплощение, следит, чтобы работа завершилась в срок. Чтобы преуспеть, арт-директор должен обладать вкусом и образным мышлением, разбираться в модных трендах и одновременно быть хорошим менеджером. Где учиться на арт-директора, чтобы работать в Spotify или Diesel и получать до $ 100 000 в год? Разбираемся с экспертами IQ Consultancy.
Современный креативный бизнес завязан на визуальном сообщении. Нет бренда и айдентики — считай, нет компании. Поэтому сегодня процветают дизайн-студии, диджитал- и рекламные агентства. Им всем нужен арт-директор — посредник между заказчиком, аудиторией и творческой командой.
Людвиг Быстроновский, арт-директор студии Артемия Лебедева
В рекламном агентстве и дизайн-студии арт-директор отвечает за концепцию продукта, руководит творческой командой, общается с клиентом. Его задача — помочь заказчику сформулировать сообщение для целевой аудитории и визуально упаковать его так, чтобы оно было правильно воспринято.
В издательстве арт-директор контролирует верстку журнала, книги или газеты, заказывает иллюстрации, разрабатывает концепции фотосъемок.
В любой другой компании, которая продает товары или услуги, арт-директор необходим в составе отдела маркетинга: он разрабатывает концепции рекламных кампаний, помогает представлять аудитории новые продукты, следит за соблюдением стиля бренда и т.д.
Сферы занятости различаются, но список общих требований к кандидатам выглядит примерно так:
Описание вакансии арт-директора в Spotify
Еще в середине нулевых официально такой должности в России не было — СМИ заговорили о ней 5–6 лет назад. В профессию люди попадали случайно: например, с культурологических факультетов или PR. На российском рынке труда до сих пор нет устоявшегося понимания, что делает арт-директор. Как следствие — нет и большого выбора образовательных программ.
Поищите вакансии арт-директора на Head Hunter: вам предложат устроиться бренд-менеджером, дизайнером, управляющим магазина или пиарщиком. Загуглите то же самое на английском: Indeed тут же находит сотни релевантных вариантов. В топе предложения от Microsoft, GoPro и Spotify.
На Западе арт-директоров готовят давно, целенаправленно и с учетом требований рынка труда. Образовательные программы объединяют искусство, дизайн, рекламу, а также маркетинг и стратегическое бизнес-планирование. Кроме того, студенты уже во время учебы работают над реальным заказами — так реализуется принцип learn by doing.
Paper Alphabet Сони Дьяковой и книга Sculpture Today, оформленная с использованием этого шрифта
Соня Дьякова — арт-директор родом из России, проложившая себе путь к международной карьере. Соня жила в Новосибирске, училась в Лос-Анджелесе, а затем переехала в Лондон, где стала работать графическим дизайнером. Вскоре она присоединилась к издательству Phaidon Press, в котором отвечала за оформление книг по искусству, архитектуре и дизайну.
Соня специализировалась на типографике и разработала несколько шрифтов, в том числе Paper Alphabet, получивший международное признание. Дьякова также работала арт-директором журнала Frieze и получила десятки наград.
В авторитетных дизайнерских школах Италии арт-директоров готовят на программах визуального дизайна и арт-менеджмента. Можно поступить на программы бакалавриата и магистратуры. Итальянский язык не нужен — достаточно английского.
Студенты трудятся над реальными проектами и учатся у практикующих профессионалов в отлично оснащенных творческих лабораториях. Вузовские программы здесь заточены под требования рынка, а академии ежегодно посещают сотни работодателей, чтобы найти себе стажеров и сотрудников среди студентов и выпускников.
Bachelor of Arts in Graphic Design and Art Direction
За три года студенты изучают все виды графического дизайна, новейшие техники компьютерной графики (3D и моушн), анимированную иллюстрацию, принципы работы в цифровых медиа, рекламные стратегии. Большой блок учебы посвящен исследованиям, бизнес-планированию, основам маркетинга. Студенты ищут новые визуальные стратегии коммуникации для компаний.
Участники получают навыки для решения реальных задач, с которыми дизайнеры встречаются каждый день. В программе теории цвета и формы, обучение техникам графического дизайна (от создания скетчей до 3D-моделирования), продуктовый маркетинг. Студенты трудятся над заказами реальных клиентов.
Студенты NABA выиграли 1000 евро, разработав проект для Porsche
Первый частный вуз Европы, где начали готовить профессионалов моды. Сегодня институт входит в топ-5 лучших fashion-школ мира и предлагает десятки творческих и бизнес-специальностей — от дизайна одежды, продукта и интерьеров до бренд-менеджмента и кураторства.
Визуальный дизайн (бакалавриат)
Трехгодичная программа охватывает основы композиции и цвета, типографику, разработку веб-интерфейсов, упаковки, фото, видео и другие дисциплины. Курс включает занятия по маркетингу и менеджменту, которые позволят выпускникам занимать руководящие должности и управлять бизнесом в этой сфере. К концу обучения участники получают портфолио и полностью реализованный финальный проект.
Менеджмент в индустрии дизайна (магистратура)
Этот курс готовит профессионалов с творческим и при этом стратегическим мышлением. Студенты учатся управлять бизнес-процессами, получая комплексное представление обо всех этапах дизайна. Особое внимание уделяется проектному менеджменту. Эти занятия помогают студентам находить инновационные решения для разработки новых продуктов и услуг.
Istituto Marangoni и Amazon запустили совместный проект для продвижения молодых дизайнеров
Эта программа — про визуальный дизайн, полностью ориентированный на клиента. Студенты учатся анализировать потребности пользователей и философию компании, развивать понимание своих продуктов и услуг, пользоваться различными маркетинговыми методами и разрабатывать новые способы передачи ценностей через аналоговые и цифровые медиа и социальные сети.
У Domus есть так называемые Professional Experiences — программы практики и стажировок. Студенты могут выбрать:
Во всех случаях учащиеся получают полную поддержку менторов программы.
Открытая встреча из серии Domus Academy Design Talks
IQ Consultancy — официальный представитель Istituto Marangoni, NABA и Domus Academy в России, Украине и Чехии. Наши эксперты помогут:
Если у вас остались вопросы, запишитесь на бесплатную консультацию, и мы подробно расскажем о программах, поступлении и учебе.
23 года
опыта работы на рынке зарубежного образования
95%
студентов поступают в выбранную школу или вуз
73%
студентов поступают в топ 10% учебных заведений мира
97%
учеников сдают международный экзамен на ожидаемый балл или выше