Два года назад Полина Шостак из Киева провела месяц в Abbotsholme School, а в этом году отучилась триместр в Ashville College. О том, почему каждому российскому школьнику полезно побывать в роли студента британской школы, рассказали Полина и ее мама — Анна Владимировна.
Анна Владимировна: Наша первая школа — Abbotsholme School — была очень неплохая, но обучение там больше подходило для тех, кто хочет в дальнейшем заниматься природными ресурсами, экологией, сельским хозяйством. Нас интересовала наука, поэтому мы стали искать школу с оборудованными лабораториями и хорошей подготовкой в этой области. Кроме того, нам нужно было крупное учебное заведение, где мало русскоговорящих учеников. И еще мы хотели, чтобы туда принимали американских детей, а их оценки засчитывались в американской школе.
С IQ Consultancy мы встретились случайно — знакомые позвали нас на образовательную выставку в Киеве. Мы пришли и озвучили свои критерии выбора менеджеру Марине Николаевой. Она ограничила наш поиск пятью школами, за что большое ей спасибо. За 3 часа мы смогли пообщаться с представителем каждой потенциальной школы. В итоге выбрали Ashville College.
Кампус Ashville College в Харрогейте
А.В.: Выставка была в ноябре. После этого мы сдавали экзамены, затем списывались со школой и выясняли детали. Потом занялись оформлением документов. Марина помогала нам на каждом этапе, даже организовала подходящее время сдачи экзаменов. А параллельно еще рассказывала много интересного и познавательного — например, об альтернативных программах в других школах Англии, США и Канады.
Полина: Мне нужно было сдать математику и английский. Я особо не готовилась, все было довольно просто. В школе мы это уже учили, но я чуть-чуть застопорилась на последнем задании в математике, поэтому было обидно получить за экзамен не 100%. Чтобы сдать английский, нужно было выполнить задания по грамматике и написать сочинение.
А.В.: Поля к тому времени сдала тест по английскому на уровень B2, поэтому готовиться к экзаменам отдельно не пришлось — мы до этого долго и упорно готовились к сдаче теста. На экзамене главное было правильно понять, чего от тебя хотят.
Полина: Самое сложное при подготовке было — разобраться с нашей школой в Украине. Ну, и купить вещи в поездку.
Полина: Я прилетела в Манчестер, где меня встретил школьный автобус с другими прибывшими детьми. Мы приехали в школу, нас развезли по резиденциям. Мне очень понравился город. Он такой небольшой, красивый, с милыми магазинчиками.
А.В.: Полина хотела, чтобы школа находилась в сельской местности. Чтобы это был не большой мегаполис, а красивая природа, много холмов, овечек. Так и получилось.
Полина: У нас в резиденции были большие комнаты, красивая ванная — мне все понравилось. Я жила в Greenholme, одной из четырех резиденций. Там было 4 комнаты — 2 для девочек и 2 для мальчиков. Между ними стояла дверь, которая запиралась на ночь. Еще была гостиная и тихая комната — там можно было отдохнуть или поговорить с родителями в свободное время. На кухне мы иногда завтракали на выходных. Также была общая комната со столами для домашней работы, компьютерами и принтером.
Общая комната в одной из резиденций
Полина: Иностранцев в школе было очень много — испанцы, американцы, азиаты. Мы в комнате жили вчетвером — я из Украины и девочки из Англии, Испании и Китая. Нам было в принципе хорошо вместе жить, но общалась я больше с девочками из других классов, постарше.
А.В.: Единственное, чего нам не хватило, — это покоя. Был очень насыщенный график занятий и мероприятий, и личного свободного времени оставалось мало.
В 2016 году школа получила премию TES за лучшую программу активностей на кампусе
А.В.: Из школы мы возвращались в 4 часа. Потом садились за домашнюю работу, в 6 уже был ужин. Потом было два часа свободного времени, а в 8 вечера нужно было готовиться ко сну.
Полина: Было немного обидно, что нас не отпускали просто пойти и погулять с ребятами из других резиденций. И постоянно за нами присматривали.
Полина: В день у нас было 8 уроков по 35 минут — математика, английский, труд, рисование, драма, музыка, наука, география, религия. Это все обязательные предметы. Еще нужно было изучать два языка — у меня были французский и испанский.
А.В.: Обычно иностранные студенты учат английский и еще один иностранный язык. Но если уровень английского достаточно высокий и не требует дополнительных занятий, то иностранные студенты учат два других иностранных языка наравне с британцами. Самым сложным для Полины оказался французский — она не учила его раньше. Поскольку к школе мы присоединились на последнем семестре, то другие дети уже многое знали, а Полине пришлось их догонять.
Полина: Мне очень понравился преподаватель по математике. Его все не любили за то, что он дает много заданий на дом. Но он очень смешно шутил и так интересно все рассказывал. И домашние задания тоже давал интересные. Например, посмотреть видео, которое он сам снимал, выполнить задание из него и сделать карточку с интересными упражнениями на эту тему. В начале урока мы обменивались карточками и выполняли задания.
Студенты Ashville College готовятся к соревнованию UK Youth Rocketry Challenge
Еще мне понравилась учительница английского, она очень интересно все объясняла. В конце семестра у нас было задание — взять книжку, выбрать из нее отрывок, написать сценарий к фильму по этой книге и нарисовать афишу.
А на науке мы изучали энергию и джоули. Нам дали список еды, которую ест обычный человек, — мясо, молоко и так далее. Нам нужно было составить меню для человека определенной профессии так, чтобы у него хватило энергии на весь день. Я составляла диету архитектора, было очень интересно.
Полина: По средам и пятницам я ходила на танцы. Но, к сожалению, занятия в конце года часто отменяли, потому что начались тренировки команды. Я не была в этой команде, потому что приехала в школу поздно и не принимала участие в соревнованиях.
По вечерам в школе иногда устраивали вечеринки. По выходным были экскурсии и выезды. Мне очень понравилась поездка на холмы. Нужно было подняться на 100 ступенек — было тяжело, но весело.
А.В.: Также во время обеденного перерыва можно было посетить какой-либо клуб. Поля выбрала дебаты. Еще была наука, рисование, драма, фотоклуб. В общем, было чем заняться. А подружки из старших классов рассказали Полине, как все успевать.
Вид с одного из холмов Харрогейта
А.В.: У Полины есть близлежащие планы — попасть в английскую школу и учиться там. Мы решили, что лучшее время для начала учебы в нашем случае — это конец средней школы, 9 класс.
Полина: Я еще не определилась, куда хочу поступать. Но я хочу, чтобы это было связано с наукой — физикой, математикой. При этом мне нравятся и другие предметы — рисование, труд.
А.В.: Зарубежная школа дает человеку понять, что ему интересно, и выбрать именно то направление, в котором он хотел бы двигаться дальше. Там у каждого предмета есть применение в жизни.
На трудах ученики делают масштабные проекты, а не сгибают бумажки или склеивают квадратики. Полина, например, делала механизм, который подает конфеты в определенный отсек и на выдачу. Его выпиливали на станке, собирали — получилось действительно практичное изделие. На рисовании им преподавали основы классического рисунка и живописи. Эти навыки пригодятся тем, кто планирует связать работу и учебу с дизайном, архитектурой.
Когда Полина вернулась, она сказала отличную фразу: «Дети в Англии действительно понимают, зачем они ходят в школу». И знают, что чем больше они сейчас будут учиться, тем меньше им потом придется работать. Просто потому, что все эти знания очень пригодятся им в будущем. И на самом деле это очень полезный опыт. Даже если дети потом не останутся учиться за границей, даже если это просто временное явление, я считаю, что каждому ребенку нужно хотя бы раз поменять место обучения и посмотреть, что происходит в других странах.
23 года
опыта работы на рынке зарубежного образования
95%
студентов поступают в выбранную школу или вуз
73%
студентов поступают в топ 10% учебных заведений мира
97%
учеников сдают международный экзамен на ожидаемый балл или выше