Ирине Алымовой 19 лет, сейчас она студентка первого курса одного из старейших канадских вузов, McGill University. За плечами — год в Bishop's College School и два года в Ashbury College. Ирина рассказала, как готовилась к поступлению, чем отличаются канадские учителя и как принимающая семья помогла ей адаптироваться.
Я думала об учебе в США, искала информацию и через знакомых узнала, что будет проводиться выставка, посвященная образованию за рубежом. На выставку пришла вместе с мамой. Посмотрели несколько вариантов — там было представлено 5–6 школ из США и 4 из Канады, среди них была Bishop's College School. Мы оставили представителям свои контакты, и через некоторое время с нами связались. Мне тогда было 14, я училась в восьмом классе. Я была очень привязана к дому, боялась так резко все менять, к тому же в России оставались друзья. Так что на первое приглашение из школы я ответила отказом и только через год решилась попробовать.
Я уже ездила на языковые курсы в Англию, и тогда мы обращались в IQ Consultancy. К поступлению в Bishop's College School готовились тоже вместе с их специалистами, они помогали со сбором документов, оформлением визы, переводами писем и документов из школы. Они были не просто посредниками, а людьми, которые могут помочь с выбором, придать уверенности. В первый год обучения мне было неуютно, тревожно и я уже почти решила все бросить, но их поддержка помогла не сделать этого и продолжить учебу.
Bishop's College School — хорошая школа, я получила там прекрасный опыт. Но я хотела глубже изучать программирование, поэтому задумалась о смене. В Ashbury College меня привлекла сильная программа по визуальному искусству и программированию, а еще там более 40 лет преподают программу IB. Очень понравилась возможность выбора формы проживания — учась в Ashbury College, можно жить в принимающей семье или на кампусе. На тот момент мне уже было 18, я стала более независимой, хотелось больше свободы. Четкий график проживания на кампусе с ужином в семь и регламентированным временем на уроки мне не очень подходил. Поэтому я воспользовалась системой home stay.
Ирина в Ashbury College
О поступлении в Ashbury College
В качестве вступительных экзаменов я сдавала английский и математику. И еще должна была пройти интервью с представителями школы — это было самое сложное для меня. Я человек по натуре стеснительный, а представители Ashbury College спрашивали, чем я увлекаюсь, что могу дать школе — для меня это очень волнительно. Из-за моих переживаний первое интервью прошло не очень гладко. Ко второму я готовилась тщательнее, настраивалась, искала примерные варианты вопросов и даже репетировала перед зеркалом.
В Ashbury все было по-новому: большинство студентов там — канадцы, которые живут в Оттаве и сами ездят на учебу. Они более открытые, более общительные. Тут был совсем другой кампус, чем в Bishop's College School, и само устройство школы отличалось.
Чуть больше двух месяцев у меня ушло на то, чтобы раскрыться и адаптироваться. Думаю, многие сталкивались с языковым барьером: он есть, даже если ты уже знаешь язык, но приехал после каникул в России. Были страхи, что в новой школе не поймут моего чувства юмора, что я не привыкну к местному менталитету. С адаптацией мне очень помогла моя принимающая семья.
Студенты Ashbury College. Фото из личного архива Ирины
В моей принимающей семье мама канадка, а host-dad — из Португалии. У них есть дочь и, кроме меня, живут еще двое студентов из других стран, которые ходят в другие школы.
Жизнь в семье помогла полностью погрузиться в канадскую культуру. Мне повезло, что у моей принимающей семьи тот же ритм жизни, что и у меня. Мы постоянно чем-то занимались вместе, куда-то ходили, смотрели фильмы. У нас одинаковое чувство юмора, мне было легче раскрыться с ними, чем в школе, где очень много людей и страшно выйти из зоны комфорта.
До школы я добиралась городским транспортом, дорога занимала час-полтора. Поэтому завтракали мы с семьей в разное время — мне приходилось вставать в 5:30 утра, чтобы успеть на автобус к 6:15.
По выходным мы вместе делали завтраки: я могла приготовить, например, русские сырники или блины, или кто-то другой готовил что-то из своей национальной кухни. За ужином мы всегда собирались вместе, была очень домашняя атмосфера — все рассказывали, как прошел день, или делились чем-то, что тревожит.
Домашняя вечеринка на Хэллоуин. Фото из личного архива Ирины
Основных предметов у меня было шесть: английский, французский, программирование, экономика, математика и искусство. Один урок длился 80 минут, всего было четыре урока в день. К такой продолжительности занятий нужно было привыкнуть, трудно высидеть 80 минут, концентрируясь на одном предмете. Но учителя вносили разнообразие.
Всех учителей объединяло в первую очередь хорошее чувство юмора и свободное общение со студентами. В российской школе я всегда волновалась перед тем, как подойти к учителю и что-то у него спросить. Здесь такого не было.
Пожалуй, самыми интересными для меня предметами были экономика и искусство. Учитель по экономике, например, приучил нас к университетскому подходу. Он не задавал прочитать и выучить конкретную главу, а объявлял тему, и мы могли подготовиться к ней еще до занятия, прийти и сами что-то ему рассказать, обменяться мнениями, подискутировать, а не просто сидеть и конспектировать лекцию. Мы искали статьи в интернете и анализировали их, применяя свои знания в этой области. Рассуждали, как бы мы поступили на месте глав тех или иных стран, пользуясь своими знаниями об экономике.
Ирина с преподавателями Ashbury College. Фото из личного архива
В первый год учебы я играла в регби. От школы постоянно организовывали поездки в разные страны. Страна зависела от выбранного направления внеклассных занятий — ребята путешествовали в Италию, в США. Наша команда ездила на соревнования в Новую Зеландию.
Поездка в Новую Зеландию с командой по регби от Ashbury College. Фото из личного архива
Я из тех людей, кто уделяет много времени учебе. Так что с понедельника по пятницу я учусь и занимаюсь спортом. Спорт мне необходим, чтобы мозги могли работать после долгого сидения в аудитории. Вечер пятницы и субботу я стараюсь уделять встречам с друзьями и личным делам. Естественно, совмещать бывает не очень легко, но у меня хорошо с планированием времени, поэтому я справляюсь.
Приглашение на выпускной тоже требует времени и фантазии. Фото из личного архива Ирины
В Ashbury College с нами обсуждали наши предпочтения, давали советы по поводу университетских программ. Я много говорила с учителями, спрашивала у них совета, узнавала об их опыте. Но главным критерием для меня стала хорошая программа по психологии, курсы, которых в других вузах не было. Мне очень нравится специальность, которая называется «когнитивные науки». Она совмещает мой интерес к психологии, программированию и языкам. Поэтому выбор я остановила на McGill University.
McGill University
Мне повезло, что я поступала в университет, закончив канадскую школу. На всякий случай я подавала документы в три вуза. Где-то требовалось уделить больше внимания интервью, где-то — академической подготовке. Для поступления в McGill University нужно было сконцентрироваться на учебе и тех результатах, с которыми я должна была прийти к концу года. Рада, что у меня все получилось.
23 года
опыта работы на рынке зарубежного образования
95%
студентов поступают в выбранную школу или вуз
73%
студентов поступают в топ 10% учебных заведений мира
97%
учеников сдают международный экзамен на ожидаемый балл или выше