Менеджер IQ Consultancy Виктория Фрид совершила поездку по школам США, расположенным в трех штатах — Нью-Йорке, Флориде и Техасе. Вернувшись в Россию, она рассказала о своих впечатлениях от американских школ, особенностях образования в США и перспективах выпускников.
В каких школах США вы побывали?
— Я была в трех штатах: Техасе, Флориде и Нью-Йорке. В Техасе я посетила The Village School, расположенную рядом с Хьюстоном, во Флориде — North Broward Preparatory School и Windermere Preparatory School, находящихся рядом с городами Майами и Орландо. И четвертая школа, в которой я побывала, — это Léman Manhattan Preparatory School в Нью-Йорке.
Как бы вы описали общее впечатление от страны?
— Я всегда очень хотела поехать в США, это была моя мечта. Я рада, что уже в первый раз мне удалось посетить разные штаты. Они не похожи друг на друга, везде своя культура, свои нюансы. Американцы произвели на меня очень положительное впечатление. Это открытые люди, с ними просто, интересно, я поняла, сколько у нас стереотипов об этой нации. Чувствуешь себя абсолютно легко и свободно даже с людьми, которые занимают высокие позиции в бизнесе. Меня порадовали и сами школы. Раньше я посещала британские частные школы, и мне есть с чем сравнивать. Такое чувство, как будто ты из девятнадцатого века перенесся в двадцать первый: оснащение, огромные территории, по высшему разряду оборудованные лаборатории, техника, компьютеры Apple в каждом классе.
Вы были в трех штатах. В школах разных штатов есть какие-то отличия?
— Я бы сказала, что The Village School в Техасе — небольшая школа с комфортной, можно сказать, семейной атмосферой. Кроме того, она отличается качественной академической подготовкой, высокопрофессиональным преподавательским составом, возможностью выбрать различные предметы. Для спокойного «домашнего» ребенка, который едет учиться в США в первый раз, я бы однозначно порекомендовала это учебное заведение.
— Во Флориде расположены всемирно известные курорты, поэтому обучение в этом штате, конечно, будет стоить немного дороже, чем в Техасе. Школы отличаются особой атмосферой, легким налетом курортности: белые домики, пальмы, бассейны прямо на кампусе. В полутора-двух часах езды, в зависимости от расположения школы, находится океан. Я не говорю, что там расслабленная атмосфера, но там солнечно и чувствуется близость побережья.
— Léman Manhattan Preparatory School находится на Манхэттене, в Даунтауне, в 5 минутах ходьбы от Нью-Йоркской фондовой биржи. В школе чувствуется деловая атмосфера, она во многом бизнес-ориентирована. Хотя там, конечно, есть и гуманитарные предметы, и искусство, но динамичность Нью-Йорка, несомненно, накладывает свой отпечаток.
— Школа арендует несколько этажей в небоскребе, там находятся классы и спортивные сооружения: бассейн, тренажерный зал. Резиденции, в которых живут ребята, расположены буквально на соседней улице, в нескольких минутах ходьбы. Это, конечно, не школа-пансион в нашем понимании — не огороженная территория, где стоят отдельные домики для проживания и учебы. Такова специфика Нью-Йорка вообще. Но все-таки Léman Manhattan Preparatory School позиционируется как единственный пансион на Манхэттене. Конечно, в этом районе есть еще школы, но там либо дневное обучение, когда родители забирают детей после школы, либо проживание в семьях.
С какого возраста эти школы принимают студентов?
— В основном с 9 класса, примерно с 13–14 лет. Практика показывает, что родители не отправляют в Америку детей младше 13 лет. Есть случаи, когда отправляют в 10–11, но это крайне редко.
Правда ли, что у американских школ особая атмосфера?
— В американских школах есть дух свободы. Мне кажется, там нет барьеров, которые иногда встречаются в Великобритании. В Англии порой бывает какое-то разделение: британские школьники отдельно, иностранные — отдельно. У меня была возможность пообщаться с русскоговорящими ребятами и ребятами из других стран в американских школах — там этого барьера не чувствуется вообще. Они дружат и друг с другом, и с американцами. Они открыто, свободно общаются с преподавателями и руководящим составом. В любой момент ученик может зайти к учителям, если возникли какие-то проблемы. Чувство свободы — главное отличие американских школ. Например, мы идем по коридору, и видим: дети занимаются в коридоре, ставят какие-то опыты по физике, готовятся к лабораторной. Их никто не трогает, не делает им замечаний.
Там тоже есть форма, как и в Великобритании?
— В большинстве школ, которые я посещала, есть форма. В некоторых это деловой стиль — пиджак, блузка, брюки темного цвета. Форма отличается от британской, которая обычно представляет из себя строгий костюм с гербом школы. North Broward Preparatory School и Windermere Preparatory School находятся во Флориде, там от +30 °C — конечно, дети одеваются по погоде: носят рубашки с короткими рукавами, шорты, девочки — плиссированные юбки. Все достаточно модно, современно.
Как проходят внеклассные занятия?
— Я наблюдала занятие по политике, по международным отношениям. Это такое американское ноу-хау: моделирование ситуаций, различных конфликтов в мире. Ребята разделяются на группы, противоборствующие стороны, и вместе с преподавателем в ходе дебатов разбираются в ситуации. Занятия проходят в классах, школьники группами сидят на подушках, все проходит в очень свободной манере. В ходе обсуждения не возникает споров, конфликтов, каждый высказывает свою точку зрения на заданную ситуацию — как могло бы быть, какие есть пути решения.
— Эти занятия очень популярны, на них записываются чуть ли не за полгода вперед, сейчас даже есть лист ожидания. За этот класс тоже получают баллы, оценки, но он не входит в список обязательных предметов. Тем не менее, ребята очень инициативны и активно записываются на уроки по международным отношениям.
А что скажете насчет отношения простых американцев к России и россиянам на фоне того, что происходит в мире сегодня? Чувствуется ли политический антагонизм России и США в обычной жизни?
— Мы тоже побаивались какого-то напряженного отношения, некоторые родители задавали нам такой вопрос. Могу отметить, что отношение и сверстников и сотрудников школ к нашим студентам самое позитивное. Мы общались не только с учителями и менеджерским составом, но также с самими ребятами, разного возраста — начиная от 13–14 лет и заканчивая теми, кто уже выпускается в следующем году — у них не было ни малейшего намека на негатив. Все-таки люди умные, интеллигентные разделяют политику и обычных граждан.
Если родители выбирают школу, делая выбор между британской и американской, в каких случаях они выбирают американскую школу? Кому вы рекомендуете американские школы?
— В первую очередь мы спрашиваем родителей и студентов о том, какие у них цели на будущее, потому что выбор школы — это первый шаг к нему. Мы должны определиться с потребностями семьи и их дальнейшими целями. Смотрим на самого ребенка: насколько он активен, раскрепощен, чем он хочет заниматься. Мы сейчас наблюдаем такую тенденцию, что ребята в 12–14 лет поступают в британские школы и после 2–3 лет обучения по каким-то причинам хотят переводиться в США. Конечно, мы рекомендуем получать среднее образование в Америке тем ребятам, которые хотят потом поступать в американские вузы, куда после российской или британской школы попасть гораздо сложнее. В США огромное количество университетов. Я не говорю про Лигу Плюща, в которую входят учебные заведения самого высокого ранга, но даже если поступать в крупные государственные университеты, самый оптимальный вариант — закончить как минимум последние два года в американской школе: 11–12 класс, а еще лучше — начать с 9-го. Чем раньше ребенок начнет учиться в американской школе, тем больший у него будет выбор вузов для поступления.
В американских школах специально готовят к поступлению в сильные университеты. У них есть такое понятие как AP (Advanced Placement) — предметы повышенной сложности, которые студенты берут, начиная с 11 класса. Важен тот факт, что кредиты (баллы за прослушанные курсы) за эти предметы потом учитываются вузами. Американские университеты, помимо учебы, огромное значение придают физической культуре (какими видами спорта ты занимаешься, на каком уровне, в каких командах участвуешь), общественным работам, благотворительности. Если ребенок ничем не увлекается, то его шансы поступить в ведущие вузы США существенно снижаются, ему предпочтут американского студента, даже если его оценки ниже — они здесь не играют решающей роли, все рассматривается в совокупности.
23 года
опыта работы на рынке зарубежного образования
95%
студентов поступают в выбранную школу или вуз
73%
студентов поступают в топ 10% учебных заведений мира
97%
учеников сдают международный экзамен на ожидаемый балл или выше