Журналистика — это всегда коммуникация с аудиторией. Аудитория может состоять из 1000 или 2 475 000 человек (столько зрителей было у телеканала Fox News в прайм-тайм по показателям 2016 года). Соответственно и способы взаимодействия с ней будут отличаться.
Сегодня люди не просто предпочитают разные форматы информации (текст, аудио или видео) — они получают эту информацию с разных устройств. Кроме привычных телевизоров, газет и компьютеров в ход идут смартфоны, часы или даже очки виртуальной реальности. Издания должны это учитывать и адаптировать свой контент под такие устройства, ведь именно благодаря портативным гаджетам читатели находятся в постоянном доступе к СМИ.
Еще одна тенденция современной медиа-индустрии — всё больше компаний и брендов хотят превратиться в СМИ и создавать собственный полезный контент или предоставлять читателю удобный доступ к собранному извне. Так, стать средством массовой информации стремятся Coca-Cola, Mozilla, Yandex, «Тинькофф Банк».
Поэтому если вы решили, что хотите стать журналистом, будьте готовы к следующему непростому выбору — посвятить себя привычной печатной классике, телевидению или современным digital-форматам.
Выбирая учебное заведение, необходимо учитывать тенденции в сфере медиа. Их становится все больше, и если упустить что-то, наверстывать будет тяжело — отрасль развивается очень стремительно. Российское образование отличается академизмом и монументальностью, но оно с трудом поспевает за современными реалиями. Этого не скажешь об образовании за границей. Там основной акцент делается на гибкости, практике и актуальности знаний.
Если вы мечтаете работать в The Times, The Guardian, NYT, The Washington Post, The Wall Street Journal
Печать — старейший формат СМИ. Например, The Times выходит с 1785 года, New York Tribune — с 1841 года, Daily Mirror — с 1903 года.
За всю историю бумажной прессы ей неоднократно прочили скорое исчезновение, особенно когда появлялись новые виды СМИ — радио, телевидение, интернет. Тем не менее, до сих пор никому не удалось лишить печатную прессу её статуса.
Чтобы писать экспертные аналитические тексты уровня Financial Times и быстро ориентироваться в информационных потоках, нужно обладать серьезной базой знаний и навыков. Их можно получить на классических программах по журналистике. Выбирая учебное заведение, важно помнить: журналисту необходимо налаживать профессиональные контакты ещё во время обучения. Поэтому если вы нацелены на карьеру в серьезных изданиях, выбирайте те вузы, которые с этими изданиями сотрудничают. Многие издательские дома берут на работу тех, кто хорошо зарекомендовал себя на практике и стажировках.
В британском вузе The University of Sheffield есть профильный факультет журналистики, Department of Journalism Studies. Большая часть обучения проходит непосредственно в редакциях: у студентов есть возможность поработать и проявить себя на всех этапах выпуска журнала или газеты. В результате, 75% выпускников получают работу по специальности в течение полугода после окончания учебы. Многие работают на BBC, в Bloomberg, Press Association, Daily Mail или Guardian.
University of Massachusetts Lowell
Американский University of Massachusetts Lowell готовит пишущих журналистов, бакалаврская программа так и называется — Journalism & Professional Writing. Студенты учатся писать тексты и работать с аудиторией. Цель программы — подготовить их к тому, что писать предстоит на разные темы и в самых разных ситуациях – от музыкальных фестивалей и судебных процессов до совещаний ООН и запуска космических спутников.
В знаменитом британском University of Westminster есть своя газета Smoke, известная далеко за пределами кампуса, и круглосуточная радиостанция, где могут практиковаться студенты. Помимо классической подготовки журналистов на бакалавриате вуз предлагает и программы магистратуры: International Media Business («Международный медиа-бизнес»), Digital and Interactive Storytelling («Digital и интерактивный сторителлинг») и другие.
Если вы мечтаете о работе в BBС, Fox, CNN
Радио и телевидение в свое время угрожали печатной прессе, но в эпоху интернета тяжелые времена пророчат и для них самих. Тем не менее, количество зрителей телеканалов ежегодно доказывает, что подобным предсказаниям не суждено сбыться. Что касается радио — оно тоже не сдает позиций и активно ищет новые форматы.
Американский телеканал CBS в 2016 году смотрели 8 814 000 человек — на 6% меньше, чем в 2015. У телеканала Fox News Channel, наоборот, зрителей стало на 36% больше, чем год назад, — 2 475 000. Indiewire.com
Чтобы сохранить зрителей, телевизионщикам и радиомейкерам необходимо учитывать новые технологии и новые способы подачи информации. Так, радиостанции выходят в интернет, а телеканалы развивают мобильное телевидение и Smart TV. Чтобы готовить профессионалов, которые будут работать с традиционными форматами и синхронизировать их с новыми медийными тенденциями, вузы постоянно обновляют программы.
Auburn University, расположенный в Алабаме, США, и раньше в своей журналистской программе делал акцент на аудио-визуальных областях. Программа Media Studies факультета Liberal Arts до 2014 года так и называлась — The Radio-Television-Film («Радио, телевидение, видео»), но программу переименовали, чтобы включить в обучение работу с современными технологиями.
В University of Central Florida журналистике учат на факультете Nicholson School of Communication. Радио и телевидение там выделены в отдельную одноименную программу. Студентов учат не только на радийных и телевизионных журналистов, но одновременно на продюсеров, программных директоров, режиссеров, видеографов и редакторов, чтобы они сумели выполнить любую роль в процессе записи на радиостанции или во время телеэфира. Выпускники этой программы (как и классического журналистского направления) выходят из университета с обширным портфолио, куда входят студенческие работы и результаты стажировок.
Факультет Media & Communication этого университета предлагает несколько бакалаврских и магистерских программ, заточенных под конкретные специальности телерадиоиндустрии. Среди программ бакалавриата — Television Production, Multimedia Journalism; в магистратуре учат по направлениям Sports Media и Radio Production. Выпускники работают на BBC и BBC Radio-1, в голливудских киностудиях, на каналах Sky Sports.
Если вы мечтаете работать в BuzzFeed, Pinterest, digital-проектах Forbes или создать собственное современное СМИ
Два последних десятилетия важное место в системе СМИ занимают новые медиа. Это интерактивные электронные издания и соцсети, которые являются не только источником информации, но и средством коммуникации. Чтобы создавать подходящий контент для этих медиа, нужно учитывать, что их аудитория ждет постоянных обновлений и находится подключенной к ним практически без перерыва.
Чтобы стать востребованным специалистом по созданию контента для новых форматов, классического образования и опыта работы в традиционных редакциях недостаточно. Вузам приходится все чаще обновлять и расширять свои учебные программы, чтобы выпускники соответствовали требованиям динамичного медиа-рынка: понимали особенности различных платформ, при создании контента ориентировались не только на тематику издания, но и на особенности гаджетов, с которых читатели будут этот контент открывать.
The University of Illinois in Chicago
На факультете свободных искусств и наук американского The University of Illinois in Chicago открыты бакалаврские и магистерские программы по специальности Communication. Студенты изучают взаимодействие СМИ со своей аудиторией, учатся анализировать ее статистику и поведение.
Бакалаврская программа Communication & Society and Media британского университета делает акцент на социальных медиа. Один из курсов первого семестра учебы называется Face-to-Face to Facebook — Understanding Communication in an Age of New Media («Лицом к лицу с Facebook — коммуникация в эпоху новых медиа»). Большое внимание также уделяется культурным различиям (модуль «СМИ и Культура Азии») и актуальному сегодня гендерному вопросу (модуль «Пол и сексуальность»).
В британском City, University of London есть две бакалаврские программы, посвященные журналистике, и несколько программ магистратуры, где студенты углубленно изучают один из аспектов современных СМИ. Например, программа Interactive Journalism фокусируется на digital-журналистике, социальных медиа, особенностях развития аудитории и мультимедийном сторителлинге.
23 года
опыта работы на рынке зарубежного образования
95%
студентов поступают в выбранную школу или вуз
73%
студентов поступают в топ 10% учебных заведений мира
97%
учеников сдают международный экзамен на ожидаемый балл или выше