Я закончила школу в Петербурге, все 11 классов, потом отучилась 2 года по программе A-Level в Clifton College в Бристоле и поступила в Оксфорд (в Hertford College) на специальность «Право».
С детства учила английский, хорошо знала язык, кроме того, три раза ездила в летние школы. Мне понравилась Великобритания. Мы с мамой стали смотреть результаты экзаменов разных британских школ — кто выше, кто ниже по рейтингам. Clifton попадался довольно часто, и сразу мне понравился — с ними я и осталась. При высоких показателях школа нацелена не только на академическое образование: там уделяют внимание спорту, искусствам (в частности, театру).
IQ Consultancy помогли мне сделать окончательный выбор и зачислиться.
Меня часто спрашивают, сложно ли было начать учиться в британской школе. Честно скажу, что первые полгода было очень непросто, но надо отдать должное нашим учителям и наставникам: они всё понимали, выбирали правильным темп подачи материала, изо всех сил старались помогать тем, кто в этом нуждался. Если что-то непонятно, можно просто спросить — тебе сто раз объяснят. Всегда можно договориться о дополнительных занятиях. Там важно, чтобы ты точно понял все, что тебе рассказывают.
У них другой подход. Взять ту же историю: у нас учат в основном даты и имена, а в английской школе тебя учат видеть причинно-следственные, логические связи, свободно мыслить. Даты и события — это следующий этап, чтобы подтвердить точку зрения.
Я очень рада, что не сдавала IELTS до поступления, потому что мне давали дополнительные 25% времени к экзамену на первом году обучения. Очень полезная вещь, поскольку уложить все мысли, которые у меня были, в 20 минут, я смогла не сразу. Допустим, у тебя эссе. Если за него дают 24 балла, значит, ты пишешь его 24 минуты. Это довольно тяжело, потому что мы привыкли писать 4–6 страниц сочинений по литературе, а там нужно быть четким, кратким, чтобы все шло плавно и логично, было по делу — и при этом еще нужно уложиться во время. Было непривычно, но через год я уже отлично укладывалась и писала, как нужно.
В Clifton College учится около 20% иностранцев: русских — человек 20–30 во всей старшей школе. Я была гидом для приезжающих студентов, которые хотят поступить в школу, поэтому знаю точные цифры. В Клифтоне были представители 34 разных стран.
Очень интересно наблюдать за тем, как учатся ребята: англичане и иностранные студенты. В очередной раз убедилась, что всё зависит не от национальности, а от самого человека. Например, все мои друзья из Китая и Гонконга — очень организованные. Я думала, это стереотип, но они на самом деле встают в 5 утра, делают домашние задания, которые не доделали в полночь.
Когда я жила с китайской девочкой, мы с ней часто обсуждали стереотипы: если ты из Китая — должен знать математику, но на самом деле это не так. Например, она человек творческий, поступает на дизайн. Потом я жила с англичанкой, которая раньше училась в обычной школе в Бирмингеме, а потом приехала в Clifton College в Бристоле, потому что хотела учиться именно в частной школе, хотела больших возможностей.
В доме всегда живут два человека — Housemistress для девочек или Housemaster для мальчиков, они размещаются с семьями каждый на своей половине. У нашей Housemistress была помощница — Assistant Housemistress, они подменяли друг друга, дежурили по ночам по очереди. И еще была Matron — она оставалась с нами раз в неделю, учила девочек готовить, занималась хозяйственной частью, отправляла в медпункт, если кто-то заболел. Вообще если что-то случилось, всегда есть к кому обратиться, куча экстренных телефонов, за нами всегда присматривают.
В нашем доме постоянно жили 16 человек — иностранцы и англичане из других городов. Сначала, конечно же, нужно притереться. Но в итоге мы все сдружились, когда нас всех поселили на один этаж, чувствовали себя практически семьей. Расставаться не хотелось — очень понравилось вместе жить.
Конечно, когда уезжаешь в другую страну, поначалу страшно, и не только тебе, но и родителям, родственникам. При выборе школы нам с мамой сразу понравилось расписание каникул: месяц учеба, 10 дней — дома, это не так страшно, как если бы ты уехал сразу и на целый год.
Когда я только приехала в школу, первый и второй день прошли отлично, я была позитивно настроена — новые впечатления, новые ощущения. На третий день случился резкий приступ ностальгии, очень захотелось домой. Потом я обнаружила, что это у всех так, и школа эту ситуацию уже продумала. Допустим, начинаем учиться мы не с понедельника, а со среды, чтобы третий день учебы приходился на пятницу, на следующий день у тебя выходной, и ты поехал куда-нибудь на экскурсию с ребятами.
Потом очень быстро наступили каникулы. В первом триместре, помимо каникул посередине, есть еще маленькие каникулы с четверга до воскресенья. Я в эти дни уезжала к опекунам, которых мне подобрали в Living Learning English. Они нашли для меня host family (принимающую семью), у которой я жила постоянно.
Эти люди мне сразу очень понравились. Супружеская пара, около шестидесяти лет, оба — преподаватели английского для иностранцев, поэтому у них постоянно жили студенты из разных стран: русские, испанцы, итальянцы, была даже одна французская леди 72 лет.
Моя принимающая семья изо всех сил старалась меня развлекать: они показывали мне город, возили на экскурсии, в Бат и Кардифф. А еще они очень вкусно готовили: и итальянскую кухню, и греческую, и иногда мексиканскую. Ужин непременно состоял из трех блюд: закуска, салат, основное блюдо и ещё пудинг. Пудинги — это моя страсть.
Англичане пудингом называют любой десерт, даже торт. Я и не знала, что их может быть такое количество, а у моих опекунов были книги в 500–800 страниц исключительно о пудингах! Приходилось себя ограничивать периодически, чтобы проходить в двери. Еще было интересно, что им раз в две недели привозили корзинки с сезонными овощами, куда всегда добавляли что-нибудь неожиданное, например, батат или сельдерей.
В общем, я к ним ходила, как к бабушке с дедушкой. Школьная еда была отличной, но периодически надоедала. Вообще за едой следили — среди учеников был комитет, собирающий отзывы учеников, которые принимались во внимание. Комитеты там есть по всем сферам жизни. Был общий комитет, который решал более крупные вопросы. Туда входили старосты школы и определенные представители.
Я давно мечтала пойти на фехтование, но не было времени и подходящей студии. В Clifton College у нас был замечательный тренер олимпийского уровня. За два года я научилась фехтовать довольно хорошо, мы даже ездили на крупные межшкольные соревнования.
В театре каждую осень мы ставили мюзикл, каждое лето — непременно показывали пьесу по Шекспиру на открытом воздухе. Я участвовала в хоре. Опять же, мне всегда хотелось петь, но никогда раньше этим не занималась. Оказалось, что в школьный хор можно вступить любому человеку, не обязательно проходить собеседование. Просто приходишь и поешь. Очень понравилось! Еще когда я поступила в Clifton, выяснилось, что каждое утро нужно ходить в церковь на мессу. Я сначала испугалась, для нас это как-то непривычно. Выяснилось, что это больше похоже на школьное собрание — такая утренняя линейка с пением гимнов. Теперь я пою каждое утро — привычка, помогает проснуться.
Мне довелось поучаствовать и в школьных постановках мюзиклов. Они оказались чем-то неожиданным! Клифтон серьезно в них вкладывается, и выглядят они очень профессионально. Моя мама, посмотрев записи, сказала, что она бы ни за что не угадала, что это школьный театр. Например, мы ставили «Мисс Сайгон» — и нужен был вертолет, поскольку действие происходит во Вьетнаме. Нам предоставили реплику вертолета! Он поднимался, опускался, шумел как настоящий, в нем могли сидеть два человека. На второй год мы ставили «Чикаго». В этот раз я была за световой пушкой. Было интересно попробовать себя в разных ипостасях — и на сцене, и за сценой...
Подготовка к поступлению началась в школе. Поскольку заявление в Оксфорд и Кембридж нужно подавать за год до поступления, полтора месяца преподаватели концентрируются именно на кандидатах в эти вузы. Ты заранее говоришь, что хочешь туда поступать, тебя заносят в список и выделяют ментора, который помогает писать personal statement (мотивационное письмо), готовиться к интервью, проходить дополнительные экзамены.
Когда мы с ментором готовили personal statement, у нас было черновиков пять. От самого первого, который я написала, выжил только один абзац, остальное мы поменяли, чтобы было презентабельно. Если человека, который читает ваше письмо, оно не заинтересует сразу, он его отложит. Заявок на поступление подается много, поэтому мы уделили много времени написанию правильного первого абзаца.
Чтобы поступить на право, нужно пройти экзамен LNAT, который действует для ряда университетов в Англии, не только для Оксфорда и Кембриджа. Он подтверждает умение мыслить логически, воспринимать текст. Текст дается довольно сложный, по нему нужно ответить на 42 вопроса, которые проверяют тонкие языковые и логические нюансы: например, понимаешь ли ты разницу между тезисом и синонимом к слову тезис. Вторая часть — эссе. Я подготовила его сама, сдала — и Оксфорду мое эссе понравилось.
Результаты отправляются в университеты, в которые ты подал заявку, и с декабря до апреля ты ждешь ответа. В Оксфорд и Кембридж из Клифтона поступило 18 человек, причем ребята самые разные. У нас был сильный выпуск, с хорошими результатами GCSE и A-Level.
Я сразу выбрала специальность. Даже на всякий случай, вдруг не дадут визу, поступала на юрфак в СПбГУ. И в Великобританию я ехала именно с целью учить английское право, потому что оно не похоже на все остальное. Хотелось выбрать что-нибудь, что я никогда не проходила, никогда не изучала, что-нибудь наименее знакомое. Права в школьной программе нет.
Главное, что я хочу получить в Оксфорде — это знания. На интервью я встречалась с теми преподавателями, которые будут меня учить. Все они произвели на меня приятное впечатление: не настолько чопорные, как я думала, вполне открытые и дружелюбные. Суть интервью заключается в том, чтобы они могли посмотреть, готовы ли тебя обучать, видят ли в тебе потенциал, который смогут раскрыть. У нас пригласили 23 человека.
Сначала я хотела поступить в окфордский New College — один из самых больших, самых популярных, где снимался один из моментов четвертой части Гарри Поттера. Колледж громадный, есть свое поле для крокета, газоны — красота! Старая-добрая Англия. Он, конечно, называется новым, но на самом деле он один из старых. Но мне все-таки посоветовали идти в Hertford College, потому что там, если тебя позвали на интервью, процент поступления выше. И он более современный, толерантный и дружелюбный. Это оказалось правдой — я убедилась на дне открытых дверей, что они и впрямь очень милы и приятно настроены к тем, кто к ним поступает.
Конечно, я думаю о своем будущем и планирую пойти дальше, в магистратуру на год либо на международное право, либо права человека. Потом еще год нужно отучиться, чтобы получить профессиональную квалификацию, чтобы быть либо solicitor, либо barrister (категории адвокатов в Англии). Я пока не выбрала, кем хочу быть, но у меня еще три года есть, чтобы подумать. Потом, надеюсь, буду работать либо в британских, либо в международных компаниях.
Узнать больше о Clifton College23 года
опыта работы на рынке зарубежного образования
95%
студентов поступают в выбранную школу или вуз
73%
студентов поступают в топ 10% учебных заведений мира
97%
учеников сдают международный экзамен на ожидаемый балл или выше